Эстетические закономерности формирования архитектурно-ландшафтных ансамблей
Туи пирамедальные Аллея | |
Остальные фотографии на Я.Фотках |
Эстетические закономерности формирования архитектурно-ландшафтных ансамблей
Парк, сад, набережная, бульвар или зона отдыха представляют собой примеры синтеза природы и архитектуры, гармоничное сочетание и согласование зеленых насаждений, рельефа, водных пространств с парковыми сооружениями, элементами монумен-тального и декоративного искусства, световой, цветовой и звуковой информацией. Парковый ансамбль, как взаимодействие искусств, строится на основе принципов динамического развития в пространстве и времени с учетом взаимопроникновения пространств во всех направлениях, множественности и одновременности различных точек восприятия.
За многовековую историю садово-паркового искусства уже выработались определенные алгоритмы проектирования парковых ансамблей с использованием количественных характеристик, основанных на психофизиологических особенностях восприятия. Тот факт, что всемирно известные шедевры садово-паркового искусства продолжают и в настоящее время вызывать восхищение миллионов людей в разных странах, свидетельствует о том, что существуют объективные закономерности восприятия парковых ансамблей, к раскрытию которых в наиболее полном объеме должна стремиться градостроительная наука.
Художественный образ – это форма отражения действительности присущая искусству, раскрывающая общее через конкретное, индивидуальное и осуществляемая в творческом процессе, характерна для всех видов искусства, в том числе ландшафтного, скульптуры и архитектуры.
Конкретность образа в разной степени и форме присуща любому виду и жанру искусства. В ландшафтно-парковой композиции она проявляется во взаимосвязи с природой. Величина и концентрация художественного обобщения в парковом произведении могут быть различны и достигаются разными средствами, однако в значительной степени они обусловлены потенциальными возможностями выбранной для парка территории. Природные качества и характерные особенности местности оказывают большое влияние на художественный образ парка и формирование его композиции.
Среди композиционных центров следует различать абсолютные доминанты - те, которые сами по себе являются выразителями идеи, и подчиненные, которые на отдельных участках в микрокомпозициях подготавливают восприятие абсолютных доминант. Роль абсолютных доминант могут выполнять искусственно созданные элементы - пруды, насыпные холмы, лесные массивы.
Абсолютные доминанты, как правило, занимают центральное положение в парке, охватываются главным маршрутом, имеют несколько основных точек восприятия. Подчиненные доминанты являются либо вариациями главной темы, либо развивают ее, они решаются менее монументально, иногда носят более интимный характер.
Назначение локальных композиционных акцентов - избежать монотонности там, где парковый пейзаж становится однообразным, создать систему зрительных ориентиров в тех участках парка, где воздействие ведущей доминанты ослабевает. Ими чаще служат такие малые архитектурные формы, как фонтаны, беседки, скульптуры, лестницы и т.п., которые хорошо выделяются на фоне растительности, подчеркивают завершения аллей, их повороты, пересечения, небольшие площадки. Более крупные акценты (архитектурные сооружения, поляна в лесном массиве и т.д.) играют роль доминант второго порядка.
Выявление абсолютных и подчиненных композиционных доминант, определяющих общую идею и образ парка, способствует созданию главных и второстепенных маршрутов, системы основных и вспомогательных видовых точек, при этом устанавливается последовательность и непрерывность восприятия всех элементов, составляющих композицию. Идейно-художественная композиция раскрывается путем ритмичного размещения открытых и закрытых пространств, основных доминант и видовых точек на участках главного маршрута, а также при помощи постепенного наращивания контраста в сочетании с интервалами, нейтральными паузами в восприятии.
При создании осевой композиции именно ось и становится доминантой, а остальные элементы должны быть связаны с ней непосредственно или косвенно. Дороги, сооружения, поляны, примыкающие к оси или ведущие к ней, должны быть композиционно подчинены ей формой, характером построения пейзажа.
Осевые композиции могут быть симметричными и асим-метричными. Симметричные композиции (как статичные, так и динамичные) способствуют организации и упорядочению элементов паркового ансамбля, способны придать объектам дополнительную выразительность. Однако они во многих случаях диктуют чрезмерно жесткие планировочные решения, примитивный график движения посетителей и зачастую требуют почти полной перестройки природного ландшафта. Создание же симметрично решенных ансамблевых композиций на основе асимметричных функций, характерное для многих трафаретно решенных парков, приводит к нарушению правдивости и целостности композиционного замысла.
Геометричность и живописность композиционных приемов предопределяются прежде всего топографией местности, общей ландшафтной характеристикой. Геометричные по форме архитектурно-ландшафтные ансамбли обладают ясностью, быстро постигаемой структурой, однако в случае частых и долговременных посещений их одними и теми же людьми начинают производить впечатление монотонности.
Отметим основные особенности использования пропорций, масштаба, контраста, нюанса и ритма в садово-парковых композициях.
Пропорциональность – это соразмерность составных частей ансамбля, гармоническое соотношение между его составными частями. В художественном произведении составляющие его формы пропорционально взаимосвязаны и представляют собой единую, цельную композицию, обусловленную назначением и тектонической структурой.
Масштабность - важнейшее средство архитектурной композиции, средство достижения художественной выразительности садово-парковых ансамблей. Масштаб должен рассматриваться не только как специфическое качество архитектурного ансамбля сада, парка и окружающей застройки, но и как результат воздействия определенной оптимальной функционально-планировочной структуры.
Эстетический масштаб, в основу которого могут быть положены различные теории пропорционирования и восприятия, должен рассматриваться в единстве с функциональным масштабом, а не как самодовлеющее средство построения садово-паркового ансамбля, за исключением тех случаев, когда эстетические качества являются ведущими (в мемориальных парках, торжественных экспланадах и площадях и так далее). Требования эстетики могут откорректировать функциональный масштаб, в свою очередь функциональный масштаб формирует новые эталоны восприятия, размерности и пропорции элементов, несущих определенную функциональную нагрузку.
Ритм является важным средством композиционного единства архитектурных и природных форм, обусловленный в природе закономерностями биофизических процессов, а в архитектурных решениях - спецификой функционального назначения, конструкций и материала, особенностями строительного производства. И в природе, и в архитектуре ритм служит «регулятором» пространственно-временных и количественных изменений формы.
Нюанс и контраст активно используются в архитектурно-ландшафтных ансамблях на основе гармонической связи природы и архитектуры.
С использованием нюансных отношений можно добиться пластичных переходов от природной среды к сооружению, «растворить» здание, малые архитектурные формы в окружающем ландшафте. При этом обеспечиваются малозаметные переходы структуры, пластики, цвета, тона, света, массы природных и архитектурных элементов.
Контрастные композиции, основанные на выделении и подчеркивании динамичных архитектурных форм, строятся на выразительном их противопоставлении нейтральным плоскостям лужаек, водных бассейнов, спокойным по силуэту и пластике зеленым массивам и рельефу.
Контраст и нюанс в парковой композиции воспринимаются как степень сходства или различия отношений между однородными качествами и свойствами входящих в нее объектов и пространств. Эти виды отношений применимы к размерам, формам, фактуре, цвету, освещенности всех компонентов парка, а также их ритмическому положению на территории.
Тождество - полное сходство соизмеримых признаков, линейных размеров - служит выражением внутреннего равновесия и статич-ности. Торжественное чередование компонентов парка (например, скульптур, фонтанов, деревьев вдоль аллеи) устанавливает их метрическую закономерность в пространственной композиции.
Контраст, нюанс и тождество являются важными средствами связи элементов и построения художественного единства парковой композиции. Они могут одновременно иметь место в нескольких свойствах архитектурно-пространственной формы.
Многое зависит от исходной ландшафтной ситуации - если она достаточно выразительна сама по себе, то едва ли целесообразно «перебивать» сложившуюся систему отношении между отдельными ее элементами, уместнее лишь дополнить ее, развить уже заложенное в ней художественное начало. Напротив, если ситуация не несет в себе какого-либо эстетического потенциала (пейзаж монотонен, однообразен, невыразителен), то тут появляются основания внести в нее новый организующий момент, может быть путем сильного контрастного противопоставления сложившемуся пейзажу. При этом контраст может быть выражен любыми средствами - цветом, формой, масштабом, фактурой, материалом и т.д. (белое здание на фоне зелени, вертикальное сооружение на фоне приземистых и т.д.). Важно только, чтобы это не приводило к композиционному отчуждению объекта и фона, их дисгармонии. Мастерами садового искусства давно уже замечено, что контраст лучше строить на противопоставлении не всех признаков, а лишь одного - двух, с выявлением каких-то связующих элементов, объединяющих противопоставляемые предметы и явления.
Жил один молодой человек, которому покоя не давали всякие мысли о жизни. Однажды он узнал об одном старом католическом мудреце, который жил высоко в горах, и решил предпринять к нему смелое путешествие.
После многих месяцев странствия с караваном, пешком и по горам юноша добрался до отшельника, который сидел у входа в небольшую пещеру, спокойный и неподвижный, как статуя.
Искатель упал перед ним на колени, с почтением преклонил свою голову и смиренно спросил: «Почему я здесь?»
«И действительно, почему! - проворчал старик. - Я же им сказал, чтобы прислали девушку!»