Связь с морфологией ландшафта
название | название |
название | название |
название | название |
Остальные фотографии на Я.Фотках |
Связь с морфологией ландшафта
Одним из начальных этапов проектирования является выделение на объекте участков (территориальных единиц), характеризующихся общностью природных свойств и внешне достаточно однородных.
Размеры и свойства парковых объектов не позволяют классифицировать их как географические ландшафты. Использование урочищ и фаций в качестве территориальных единиц находит свое применение лишь при организации территорий зеленых зон и лесопарков (М 1:25000, 1:10000, редко - 1:5000). Однако и здесь скорее применяется лесоводственная таксономическая система, где в качестве территориальных единиц выступают типы леса, биоценозы, парцеллы. Но и в том и другом случае необходимо учитывать и оценивать внешние свойства участков - их пространственную структуру, эстетические достоинства и др.
Однозначные в европейском языке понятия «ландшафт» (Landschaft - нем.) и «пейзаж» (paysage - фр.) в ландшафтном искусстве на русском языке имеют разный смысл: ландшафт как территориальная единица с определенными сходными признаками, пейзаж как видимая картина ландшафта.
Во всех случаях первым критерием выделения территориальных единиц парковых объектов являются визуально воспринимаемые свойства, группируемые по сходству признаков. Второй важный критерий - функциональное использование объекта, на основании которого выделяются границы его функциональных зон (тихого отдыха, спорта, детская, выставочная, музейная и так далее).
Выделенные территории определенным образом связаны с природными комплексами. Последние рассматриваются с точки зрения возможности формирования той или иной композиции, организации того или иного вида отдыха. Таким образом, для работы над объектами ландшафтного искусства выделение территориальных единиц необходимо, оно ведется на основании природно-территориальных комплексов, но с учетом их функционального использования и общего физиономического облика, размеры этих единиц часто намного меньше, чем фация.
Связь с классификацией ландшафтов
Объекты ландшафтного искусства, в первую очередь парки и лесопарки, можно отнести к группе антропогенных ландшафтов и классифицировать как культурный, рекреационный, слабоизмененный (или измененный) ландшафт. Кроме того, в сферу ландшафтного искусства попадает еще целый ряд ландшафтов антропогенной группы. Это урбанизированный ландшафт, включающий всю систему городского озеленения, где природные компоненты формируются практически заново, а также нарушенные и деградированные ландшафты, требующие рекультивации (отвалы, места геологических выработок). Это, наконец, и сельскохозяйственные ландшафты, требующие их объемно-пространственной и эстетической организации.
Первая группа классификаций существует с давних времен; достаточно вспомнить сады древнего Китая с их ландшафтами - идиллическим, устрашающим, смеющимся (они же - романтический, мрачный, веселый). В XVIII веке в Европе появляется подразделение парков на героические, романтические, сентиментальные (впоследствии их стали именовать жанрами). Далее в XX веке французский теоретик О. Вашеро выделяет грандиозные, героические и сентиментальные ландшафты. В основе этой классификации лежит образный характер создаваемого парка. В настоящее время учет психологических факторов получает дальнейшее развитие. Так, американские ландшафтные архитекторы Хуббарт и Кимбалл предлагают сложную систему ландшафтов, основанную на психологии их восприятия. В 60-х годах румынский специалист В. Кармазин предложил таблицу, где ландшафты группируются по характеру их психотерапевтического воздействия на стимулирующие и успокаивающие. На этой основе в нашей стране также была составлена аналогичная таблица Н. Тюльпановым. Таким образом, классификации, опирающиеся на эмоциональное восприятие, как будто отходят от поиска образных характеристик и приобретают более прикладное - медицинское направление.
Вторая группа классификаций, основывающаяся на соотношении компонентов, также существует давно. Она берет свое начало из садов Японии, которые классифицировались по сложности решения, набору и размещению природных компонентов. И хотя сложность композиции была определенным образом связана с философским и образным подтекстом сада, включение конкретных компонентов (рельеф, камни, вода) в классификационную структуру соответственно конкретизировали и классификацию («сад озера и острова», плоский, холмистый и тому подобное).
Современные классификации имеют несколько направлений.
Наиболее распространенной и устойчивой оказалась классификация по пространственной структуре насаждений, введенная еще в 1983 г. Г. И. Толочиновым при организации лесопарков. Она используется и при оценке парков.
В ее основе лежит подразделение территорий по типам пространства на закрытые (древесные массивы с высокой сомкнутостью полога), полуоткрытые (участки с менее густыми или рединными насаждениями) и открытые (участки без насаждений). Эти классификации имеют варианты, но во всех случаях, кроме пространственных характеристик, они включают и компоненты естественного ландшафта - рельеф, водные ресурсы, растительность (рассматривая ее с позиций лесной типологии), и деятельность человека (наличие коммуникаций и сооружений). Другими словами, они объединяют экологические и визуально воспринимаемые свойства природных комплексов и антропогенной деятельности, что и обусловило жизнеспособность этого подхода и его постоянное усовершенствование.
Таким образом, связь ландшафтного искусства с географическим ландшафтоведением проявляется в том, что его эстетические концепции исходят из свойств и взаимосвязи компонентов естественного ландшафта. Поэтому последовательное рассмотрение роли этих компонентов в формировании объемно-пространственной среды парка и его композиций явится тем общим фундаментом, который позволит подойти к решению конкретных задач.